24-25 мая в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина прошёл Третий Костомаровский форум. Он учреждён в память об основателе и первом ректоре института — академике Виталии Григорьевиче Костомарове (1930–2020).
Торжественное открытие состоялось 24 мая, в День славянской письменности и культуры.
Главной темой форума стал Год русского языка в СНГ. Филологи, лингвисты, писатели, журналисты, преподаватели общественные деятели обсудят вопросы продвижения русского языка за рубежом, развития современной русской литературы и образования на русском языке, а также другие актуальные проблемы русистики.
Специалист по учебно-методической работе Факультета лингвистики и педагогики Московской международной академии Миронова Ольга стала участником данного форума. Особое внимание Ольга уделила панельной дискуссии «Конвергенция цифровой лингвистики и образования: начало новой эпохи?»
Речь шла о ключевых направлениях применения языковых технологий в образовании.
Главными темами дискуссии стали:
- как стремительное развитие генеративных языковых моделей повлияет на образование и какую роль в этом изменении сыграют лингвисты;
- какие задачи в образовании уже сейчас успешно решаются благодаря языковым технологиям, а какие – предстоит решить в ближайшем будущем;
- какие риски для образовательной области несут происходящие процессы.
Экспертами в данной секции выступили:
- Воронцов Константин Вячеславович – Ведущий российский специалист по искусственному интеллекту, зав. лаб. «Машинное обучение и семантический анализ» Института искусственного интеллекта МГУ;
- Грабовой Андрей Валериевич – Руководитель отдела исследований компании Антиплагиат, разработчик системы «Антиплагиат»;
- Клышинский Эдуард Станиславович – Академический руководитель образовательной программы по компьютерной лингвистике ВШЭ, заведующий научно-учебной лабораторией учебных корпусов;
- Кузнецов Денис Павлович – Исследователь лаборатории Исследовательского центра прикладных систем искусственного интеллекта МФТИ (DeepPavlov.ai);
- Лебедева Мария Юрьевна – Заведующий лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина;
- Сорокин Алексей Андреевич – Разработчик в отделе поиска Яндекса, старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной лингвистики МГУ, научный руководитель проектов по анализу текстовых данных DeepPavlov.
Специалисты рассказали, что основной проблемой языковых моделей является отсутствие рамок. ChatGPT может не только исправлять ошибки, но и переписывать текст в соответствии с «идеалом», который сформировался в системе GPT-4. ИИ невозможно задать рамки, которые запретят дописывать или переписывать изначальный текст.
Спикеры ответили на волнующий преподавателей вопрос: можно ли доверить ИИ проверку домашних работ, сочинений и написание образовательных программ?
В ходе долгой дискуссии участники и эксперты смогли прийти к следующим выводам:
- Сейчас пока рано доверять искусственному интеллекту проверку домашнего задания. Можно загрузить текст для исправления самых базовых ошибок, но затем всё равно необходимо посмотреть работу ещё раз;
- На данный момент ИИ способен написать план учебной программы, но не всю работу. Он не способен учесть особенности направлений обучения и самих студентов;
- GPT-модели очень быстро развиваются, но для ИИ на русском языке главная проблема — потребность в огромном количестве текстов для создания базы.
По итогам форума каждый участник форума получил сертификат участника.