Личный кабинет студента
Оставить заявку




    Посетить Московскую Международную Академию
    Получить персональное предложение
    Получить персональное предложение
    Ускорение на 1 год на базе СПО
    Ускорение на 2 года на базе ВО
    Получить персональное предложение
    Скидка 30% на очную форму обучения всех уровней образования
    Скидка 20% на очно-заочную, заочную формы (ГВД, ГВД online, дистант)
    Получить персональное предложение
    Скидка 15% на очную форму обучения всех уровней образования
    Скидка 10% на очно-заочную, заочную формы (ГВД, ГВД online, дистант)
    Приглашаем на индивидуальную экскурсию в ММА
    Оформить пропуск на территорию Академии для личного транспорта 19 апреля
    Встреча с деканами факультетов online
    Поступить на ГВД онлайн

    Философская антропология: вопрос о человеке в современном мире

    Что значит быть человеком сегодня?
    Можно ли понять природу личности и работать с человеком, не обращаясь к философии?
    Почему психологам, психотерапевтам и представителям других помогающих профессий важно размышлять о «вопросе о человеке»?

    Этот курс создан именно для тех, кто ищет ответы на эти вопросы — для профессионалов в области психологии и психотерапии, а также для всех, кто интересуется человеческой природой, её тайной и её практическим значением. Откройте для себя философскую антропологию как ключ к психологии, психотерапии и пониманию человека!

    Конференции и вебинары

    Удостоверение

    с присвоением квалификации

    Онлайн

    форма обучения

    Подход

    практико-ориентированный

    Ведущий

    Журавлева Юлия Валерьевна

    Почему этот курс?

    Понимание человека лежит в основе любой психологической работы. Но за привычными терминами — «личность», «сознание», «свобода», «смысл», «реализация», «счастье» — скрываются целые философские традиции, которые формировали и продолжают формировать психологию и психотерапию.

    Без знания этих традиций психолог рискует ограничиться техниками, не видя глубинной картины человека. А тот, кто работает с людьми, но не имеет философского взгляда, упускает из виду главное: человек — это не объект, а открытый вопрос и загадка.

    Философия способна менять не только психологическую практику, но и наше собственное восприятие жизни. Мы привыкли понимать человека в основном как церебрального субъекта, как существо в первую очередь биологическое. «Мы – это наш мозг!» — таков манифест современной научной повестки о человеке. Многие философы и психологи активно эксплуатируют этот тезис. Наряду с этим существует не менее сильная и обоснованная точка зрения, согласно которой в человеке вообще нет ничего биологического и природного. Этот тезис имеет очень значимые последствия для разных сфер и практик работы с человеком (психотерапия, медицина, бизнес, медиа, бытовой дискурс). Звучит он максимально провокационно и контринтуитивно, однако он имеет серьезные философские обоснования. Как расширить горизонты нашего понимания человека? Какова подлинная природа проблем, с которыми он сталкивается? Об этом мы и будем говорить на предлагаемом курсе.

    Что даст вам этот курс

    📖 Историческую перспективу:
    от античных представлений о душе до современных идей постгуманизма.
    🧠 Философский инструментарий:
    вы обретете систему ориентиров, которая позволит вам критически мыслить и аргументировать, а не повторять выученные в институтах и на курсах шаблоны и догматы.
    🔍 Интердисциплинарные связи:
    каждая тема курса сопровождается отсылками к психологии и психотерапии (КПТ, психоанализ, экзистенциальная терапия и др.).
    🗝️ Практическую ценность:
    вы научитесь глубже понимать клиента и применять философские идеи в собственной практике.
    Для кого этот курс

    Психологи и психотерапевты, которые хотят выйти за пределы техник и обрести концептуальную глубину в работе с клиентом.

    Студенты гуманитарных направлений, стремящиеся к системному пониманию человека.

    Блогеры, которые претендуют на создание глубокого интересного, «не мусорного» контента и хотят обрести подлинный позитивный контакт со своей аудиторией.

    Все, кто ищет ответы на экзистенциальные вопросы: кто мы такие, и что значит быть человеком в XXI веке.

    Структура и содержание программы

    Расписание занятий

    27 октября 2025 – 29 декабря 2025 г.
    Занятия проводятся по понедельникам с 19:00 до 21:00 мск

    Форма обучения

    Занятия проходят дистанционно на платформе Zoom. Все занятия будут доступны для участников в течение всего курса и еще месяц после его окончания

    Длительность

    36 ак. часов
    Курс предусматривает 10 онлайн-встреч (26 академических часов) и 10 академических часов самостоятельной работы
    1. Историко-философский экскурс. Введение в проблему человека
    Античность – Средневековье – Новое время. Сократ: принцип «познай самого себя» как прообраз саморефлексии и психотерапевтической практики. Платон: душа как структурный принцип субъективности, идея добра и её психотерапевтическое значение. Аристотель: человек как политическое животное, этика добродетели как прообраз современной позитивной психологии. Счастье по Аристотелю. Стоики, эпикурейцы, академики: достижимо ли счастье сегодня? Идеи стоиков и эпикурейцев в современной психотерапии. Августин и проблема внутреннего опыта, метод интроспекции. Исповедь как терапия. «Утешение философией» Боэция. Новое время: картезианский субъект, антропология рационализма, рождение научной психологии. Терапевтический потенциал философии.
    2-3. Немецкий Идеализм: идея самоконституирования и проблема бессознательного
    Кант: человек как трансцендентальный субъект. Коперниканский переворот Канта и его значение для всей дальнейшей философской психологии и психотерапии. О человеке с прагматической точки зрения. Единство апперцепции и его связь с современными клиническими феноменами: депрессия, деперсонализация, тревога и др. Фихте: Я как задача, а не данность. Зарождение принципа деятельности. Гегель – человек как конечная форма объективации духа. Антропология Гегеля. Диалектика раба и господина как модель формирования самосознания. Концепция несчастного сознания: осознание конечности и стремление к бесконечности. Влияние гегелевской идеи отчуждения на психодинамические подходы в психотерапии. Проблема бессознательного в немецкой философии XIX века.
    4. Предэкзистенциализм: человек в поисках смысла
    Кьеркегор: отчаяние, страх, выбор и подлинность. Шопенгауэр: мир как воля и представление, страдание как фундаментальная данность. Пути освобождения от страдания по Шопенгауэру. Ницше: сверхчеловек, переоценка ценностей, генеалогия морали. Аполлоническое и дионисийское в человеке. Человек как усилие быть человеком. Влияние Ницще на Фрейда. Терапевтические перспективы в работе с жизненным смыслом.
    5. Антропология в психоанализе
    То, чего не знают психологи: философские истоки психоанализа. Фрейд: бессознательное как антропологический фундамент. Лакан: человек как субъект желания и структура языка. Юнг: архетипы как символические формы человеческого бытия. Я и Другой. Личность – панорама значимых других (теория объектных отношений, теория самости). Роль символа и языка в психотерапии.
    6-7. Феноменологическая и экзистенциальная традиция: на границе возможности быть человеком
    Гуссерль: человек как сознание, конституирующее мир. Понятие жизненного мира. Хайдеггер: бытие-в-мире. Человек как сущее, задающее вопрос о смысле своего бытия. Забота как центральный экзистенциал. Бытие-к-смерти и аутентичность. Ясперс: пограничные ситуации и философская вера. Подлинная коммуникация как встреча экзистенций. Сартр: свобода и обречённость на выбор. Человек как свой собственный проект. Применение идей Ясперса и Хайдеггера в экзистенциальной терапии.
    8. Классическая позитивная антропология
    Шелер: человек как дух, выходящий за пределы витального. Плеснер: эксцентрическая позициональность человека. Гелен: человек как дефицитарное существо. Кассирер: человек как животное символическое и как бесконечное существо, учение о символических формах и его значение для психотерапии.
    9. Антропологические конфигурации экзистенциальной психиатрии
    Безумие как расстройство интенциональности сознания и интерсубъективности. Бинсвангер: феноменология любви. Гебзаттель: пролегомены к медицинской антропологии. Раскрытие структур патологического жизненного мира. Философия шизофренического и невротического опыта: проживаемое время, депрессия, деперсонализация.
    10. Негативная антропология
    Деконструкция субъекта. Человек как существование без сущности. Фуко: человек как «лицо, начертанное на песке». Постгуманизм и трансгуманизм: новая антропология и её вызовы психологии. Человек как существо, страдающее от избытка дискурсов о себе. Трансформация высших психических функций в современных условиях. Субъект достижений и общество усталости. Трансгуманизм и новые формы психологической помощи в эпоху цифровых технологий.
    Ведущий

    курса повышении квалификации — Философская антропология: вопрос о человеке в современном мире

    Юлия Журавлева

    Журавлева Юлия Валерьевна

    Клинический психолог (специализация («патопсихология»), философ (специализация «философская антропология»). Окончила психологический и философский факультеты МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель, блогер. Сертифицированный специалист по когнитивно-поведенческой психотерапии, краткосрочной стратегической и экзистенциальной психотерапии, автор книги «Патопсихология личности в мире реальном и виртуальном». Область специализации научного и профессионального интереса – философия психиатрии, философская психопатология.

    Стоимость программы

    17 000 Р

    • 27 октября 2025 – 29 декабря 2025 г.
      Дата курса
    • По понедельникам с 19:00 — 21:00
      Время
    • Форма обучения Онлайн
      Занятия проходят дистанционно на платформе Zoom. Все занятия будут доступны для участников в течение всего курса и еще месяц после его окончания.
    • Длительность: 36 ак. часов
      Курс предусматривает 10 онлайн-встреч (26 академических часов) и 10 академических часов самостоятельной работы.
    • Удостоверение о повышении квалификации
      По окончании выдается свидетельство о повышении квалификации (специалистам) или сертификат (остальным участникам).

    Записаться

    Подтверждение ваших навыков

    По окончании программы студенты получают удостоверение о повышении квалификации

    ЗаписатьсяЗадай вопрос

    Подать документы для поступления

    1 шаг
    Заполните поля на поступающего
    2 шаг
    Выберите программу
    3 шаг
    Загрузите ваши документы

    копия паспорт с личными данными и регистрацией

    Титульная страница и регистрация

    копия диплома о высшем образовании с приложением

    (справка о получении образования из вуза)

    СНИЛС

    Прочие документы

    Документ о смене ФИО
    * Зачисление на программу происходит при наличии всех документов, подписанного договора и квитанции об оплате образовательных услуг.

    Контакты

    Институт дополнительного профессионального образования ММА

    Ваш менеджер

    Тамила Абдуллаева


    Задайте вопрос по поступлению


    © ММА. Все права защищены